Создание сайта для клиента — типология клиентов

Клиенты на создание сайтов

Хоть я и «мню» себя сео-оптимизатором, конечно же, брезговать любой интересной работой, связанной с Интернетом — не могу и не люблю. Частенько ко мне обращаются люди (знакомые знакомых, знакомые клиентов — ну и прочие вариации «сарафанного радио», а иногда и через этот сайт!) с просьбой сделать сайт. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями и личным опытом по созданию сайтов для клиентов.

Итак, что нам надо в идеале? Нам надо точно понять, что хочет клиент — и выписать это в техническом задании. По которому впоследствии мы будем делать сайт.

Легко сказать — сложно сделать. Кто такой мой среднестатистический клиент. Их бывает 4 типа, все «специфичные, и с каждым надо работать по-своему. Может, типологию можно расширить — это всего лишь мой скромный вариант.

Клиент Версия №1. «Ничего не знаю — и при этом знаю все».

«Мне нужен сайт. Сколько стоит?» — мой обожаемый вопрос. Из серии «Сколько стоит дом построить?». Клиент длительный и мучительный. Сам не знает, чего хочет, ему и то, и то нравится, потом и то, и то не нравится. «Забывает», что что-то одобрил или с чем-то согласился. Регулярно меняет идеи. Все время пытается получить сайт как у лидера рынка в его отрасли, и при этом по цене, которую увидел на рекламе на столбе под названием сайт за 20 долларов.

Стратегия работы:

Если у Вас есть чем заняться — отмазывайтесь. Наживете себе только головную боль, мизер денег (в лучшем случае, если не разругаетесь в процессе) и кучу потерянного времени. Если отмазаться не получается — придется работать. У меня с такими работает жена, она более «гибкая» в общении. Ее план работ такой: ТЗ и еще раз ТЗ. В нескольких письмах постоянно писать о важности ТЗ, о том, что ТЗ — самый нужный и ответственный документ и т.п. Рано или поздно в каком-то из писем Заказчик соглашается с важностью ТЗ, и с тем, что то, что там будет написано — неизменяемо в пределах оговоренной суммы. Только после этого — пишем само ТЗ. Очень детально. Потом — можно работать, и на все попытки «внести малююююсенькие изменения» — называем ужасный технический термин, почему это сложно, цифру (пугающую) и отсылаем на письмо с ТЗ. Как правило, сайт принимается в сделанном Вами виде, без изменений, и потом функционирует в этом виде еще очень долго.

Клиент Версия №2. «Мы к Вам пришли после уродов, которые взяли с нас 5 тыщ баксов и ничего путного не сделали».

Стратегия работы: Работать можно, но Вас постоянно будут с одной стороны уважать, с другой — бояться за каждую мелочь, вникать во все подробности, задавать тысячу вопросов. Вам нужен доступ к хостингу? А зачем? А то прошлые ребята зарегали хостинг на себя, и мы потом не могли забрать сайт, пока им не отдали ихние 5 тыщ. Ну и дальше в этом же духе. Опять же у меня с такими общается жена — ей хватает терпения и улыбчивости отвечать на все эти вопросы, разъяснять людям, ничего не смыслящим в ИТ — что такое сервер, хостинг, регистратор, иногда при их нежелании выдавать ужасно секьюрные пароли — в телефонном режиме прописывать А-запись для домена. В общем, задачка веселая, для особо терпеливых. Опять же — ТЗ Вас сильно спасет. Не ленитесь его прописать.

Клиент Версия №3 «Я сам такой умный, все Вам расскажу. У меня хостинг на сервере, так что я в теме»

Стратегия: отказывайтесь сразу! Даже если нет работы. Это — кровопийцы, которых еще поискать. Все Ваши действия жестко контролируются, все должно быть сделано так, как он когда-то на курсах по ХТМЛ 10 лет назад услышал. А еще у него есть троюродный племянник, который тоже сайты делает, так он еще лучше все знает. Дизайн не вебдванольный. Структура не юзабилитьная. Админка бесплатная — это не круто (КАК, Вы до сих пор не написали свою админку, и не продаете сайты на ней по 39 у.е.???). В общем, самый нудный и сложный тип клиентов — лучше поискать другой вид заработка, т.к. нервные клетки не восстанавливаются.

Клиент Версия №4 «Я расскажу,  что я хочу, а Вы предложите Ваши варианты».

А вот это — идеал клиента. Тут надо постараться отработать хорошо — получите еще и на продвижение клиента. Плюс — по его рекомендации могут прийти еще такие же клиенты. Все равно не поленитесь описать ТЗ, т.к. это кроме Вашей страховки — еще и уровень работы. А так — сделайте с душой.

Кстати, я часто потом отдаю сайт на разработку субподрядчикам. У меня свой список хороших разработчиков сайтов, кто делает качественно и быстро. Пример — создание сайтов от http://totalcan.com.ua. Средний ценовой диапазон, интересные дизайны и быстро работают.


Похожие статьи:


Перейдите к концу и оставьте комментарий. Пинги закрыты

Оставить комментарий